Натан Гутов. Я родился 1898 году



ХОРЕЗМ. 1934 - 1935 гг.

Работа в Хаккулабаде все-таки наладилась. Колхозы начали выполнять свои планы. Это было в 1934 году. В Хорезме получились большие неприятности. Там сняли секретаря ЦК окружкома. И назначили нового секретаря, Исраилова. Исраилов сказал, что он поедет в Хорезм, только если ему дадут Гутова в заместители, вторым секретарем. После длительных переговоров в ЦК они сказали, что, если Гутов согласится, тогда мы согласимся. Исраилов приехал, начал уговаривать меня, чтобы я поехал с ним в Хорезм на работу. Сказал, что там действительно трудно, но мы наладим, подберем здесь людей из других округов, из Андижана возьмем. Возьмем культурных работников, ансамбль Тамары Ханум1 поедет с нами. Я согласился ехать в Хорезм. Верно, мы набрали некоторых работников. Ансамбль Тамары Ханум тоже поехал туда специально, полный ансамбль.

Вот приехали в Хорезм, то есть прилетели, потому что от Чарджуя до Ургенча не было железной дороги тогда. Это около пятисот километров. Мы там только самолетами добирались2. Машины были у нас, но все-таки довольно трудно ехать на машинах по каракумским пескам. Хорезм тогда имел около одиннадцати или двенадцати районов. Последний район далеко от Ургенча, центральный город был Ургенч. И мы начали работать. Кроме хлопка еще большое значение имела заготовка каракуля. В прошлые годы план, после нажима союзных организаций, выполнили. А в этот год, когда мы приехали, каракуль никак не идет. Очень идет медленно. Установили, что для того чтоб выполнить план по каракулю в предыдущий период времени, колхозники и крестьяне сдавали маточных ягнят. Понятно, что дальнейшие заготовки не могли быть успешными. Поэтому план по каракулю не был выполнен.

В чем заключается главным образом хозяйство Хорезма? Это старинный оазис. Было время, он стоял на очень высоком уровне культуры. Там связь с землей – нет никакой связи. Когда замерзает Амударья, то никакой связи нет. Это означает, что завезти удобрения, корма, все прочее никак нельзя. Хорезм снабжался водой из старинных чигирей. Чигирь – большое колесо, которое воду подымает из большой глубины и заливает поля. А руководители многие обещали, что мы от этого откажемся скоро, потому что будем применять насосы, новые удобрения. Хорезм пользовался своим удобрением, которое имел в большом количестве: верблюды, быки, большое количество ослов. И этого удобрения вполне им хватало для своего хозяйства. Но когда обещали, что им дадут и удобрения, и насосы, и моторы, многие начали уничтожать свои чигири, которые водили все время верблюды и ослы. Началась весна, а ничего подобного не было, потому что в начале пятилеток не могли им дать столько. Поэтому получилось большое недовыполнение плана. И низкие урожаи. Это, конечно, на работу сильно влияло. Вместе с тем новое руководство окружкома все-таки принимало целый ряд мероприятий, которые улучшили и снабжение через Амударью, и проводило культурные мероприятия. Я там проработал не очень долго, полтора года. Это были тридцать четвертый и тридцать пятый год. И тут появилось вакантное место на курсах марксизма-ленинизма при ЦК3. Меня спросили, поеду ли я. Я согласился поехать. И в тридцать пятом году я уехал в Москву на курсы марксизма при сохранении полностью зарплаты.

Я пробыл в Москве до тридцать шестого года. Учеба продолжалась год и восемь месяцев. Учился я довольно неплохо. Хорошие профессора были.

Мы жили в специально данных нам отдельных комнатах, снабжение было хорошее. Все хорошее. Приехала семья.

После окончания дали отпуск и путевку в санаторий, в Крым. Мы поехали, вся группа наша поехала в Крым, в санаторий. Где-то есть, кажется, фотография. В Мисхоре. Бывший дом Петра Николаевича4.



1    
Тамара Ханум (наст. фамилия Петросян, 29 марта 1906, станция Горчаково, сейчас город Маргилан, Ферганская область – 30 июня 1991, Ташкент), узбекская советская танцовщица, певица, балетмейстер, народная артистка СССР (1956 г.). Родилась в армянской семье, сосланной в Туркестан. На сцене с 1918 г. С 1922 г. учится в Ташкентской балетной школе, с 1923 г. в Москве в Театральном техникуме им. А.В. Луначарского. В 1925 г. выступает в Париже, получает международное признание. В 1928–1934 гг. один из организаторов музыкально-драматических театров в Самарканде, Коканде, Ургенче. В 1932 г. получает звание народной артистки Узбекистана.
В то время, про которое идет речь в рассказе Н.Г. (1934 г.), Тамара Ханум переезжает в Ургенч. Работает там по реорганизации Узбекского музыкально-драматического театра, созданного в 1933 г. на базе кружков художественной самодеятельности районов Хорезма, изучает танцы Хорезмской области, в 1935 г. создает «Хорезмскую сюиту». В июле 1935 г. за создание и исполнение танцев на I Всемирном фестивале народного танца в Лондоне получает золотую медаль из рук английской королевы. С 1936 г. артистка Узбекской филармонии. Реформировала исполнительский стиль узбекского женского танца, принимала участие в становлении национального балетного театра. Изучала фольклор народов других республик и зарубежных стран, собрала песни и танцы 86 народностей мира, вводила их в свой репертуар. Постановщик большинства исполняемых ею танцев. 

2    
Хорезм, историческая область и древнее государство в Средней Азии, в низовьях реки Амударьи. Старейший культурный оазис на северо-западе Узбекистана, окруженный песками пустынь Кызылкума и Каракумов. Красивейший город оазиса – Хива, с уникальными памятниками средневековой архитектуры, практически полностью сохранившийся в том виде, в котором он существовал в эпоху Великого шелкового пути. Административный центр Хорезмской области – город Ургенч.
Климат Хорезмской области, расположенной вдали от открытых морей, типично континентальный: отличается резкими суточными и сезонными колебаниями температур, очень жарким летом и сравнительно холодной зимой. По количеству осадков Хорезмская область один из самых сухих районов на земле; в среднем за год их здесь выпадает около 80 мм.
Важнейшим путем сообщения, связывающим Хорезмскую область с внешним миром, являлась Амударья, доступная для навигации в течение 7–9 месяцев в году. Зимой она замерзает и покрыта льдом. В 1930-е гг. одной из причин, задерживавших темпы хозяйственного и культурного развития Хорезма, являлась его оторванность от экономических и административных центров Узбекистана. Ближайшей железнодорожной станцией к Хорезмскому оазису был Чарджуй, находящийся от Ургенча на расстоянии 475 км. (Железнодорожная линия Чарджоу – Кунград, через Ургенч, была построена в 1957 г.)
Чарджуй (Чарджуе), в наст. время Туркменабад, город в Туркменистане. Основан как Чарджоу в 1886 г. на левом берегу Амударьи. Прежние названия: Чарджуй (1886–1924 гг., 1927–1940 гг.), Ленинск (1924–1927 гг.), Чарджоу (1940–1992 гг.), Чарджев (1992–1999 гг.), с 1999 г. – Туркменабад.

3    
В 1918 г. в Москве декретом ВЦИК РСФСР была организована Социалистическая академия общественных наук, переименованная в 1924 г. в Коммунистическую академию (Комакадемия). При Комакадемии были созданы Курсы марксизма-ленинизма. В конце 20-х г. они были переименованы в Курсы марксизма-ленинизма при ЦК ВКП(б). Обучение продолжалось два года. В 1930-е гг. курсы располагались по адресу: Садово-Кудринская ул., 9. Сейчас в этом здании находится Московская государственная юридическая академия имени О.Е. Кутафина. 

4    
Речь идет о санатории «Дюльбер» в Крыму, в Мисхоре. Построен по проекту ялтинского городского архитектора Н.П. Краснова (1864–1939) в 1895–1897 гг. Великий князь Петр Николаевич, дядя императора, принял решение о возведении дворца в восточном стиле, а также комплекса служебных зданий и парка в крымском имении. Петр Николаевич серьезно увлекался гражданской архитектурой, в особенности восточной. С детства, отличаясь слабым здоровьем, он по совету врачей часто путешествовал по странам Средиземноморья, Магрибу и Ближнему Востоку, откуда привозил альбомы с собственными зарисовками памятников зодчества туземных народов, по которым впоследствии сделал несколько эскизов будущего Дюльбера. Дворцовый ансамбль Дюльбера, по мнению исследователей, стал значительной удачей Краснова.
Сразу после окончания Гражданской войны в 1920 г. советская власть издала декрет «Об использовании Крыма для лечения трудящихся». В январе 1921 г. в Симферополе состоялся Всекрымский совет курортных работников, на котором была определена организационная структура курортов и принят план развертывания санаториев и домов отдыха. В 1923 г. была завершена национализация дворцов и инвентаризация жилого фонда Южного берега. Для массового приема отдыхающих требовалась реконструкция дворцов и вилл, восстановление разрушенного войнами транспортного хозяйства и сети дорог. На эти цели государством выделялись значительные средства. Курорты стали постепенно оживать. В 1921 г. в Ялте и ее окрестностях уже действовало 18 здравниц на 2 400 мест. Одним из первых в Мисхоре принял отдыхающих санаторий «Дюльбер» (1922 г.). В 1922 г. «Дюльбер» был рассчитан всего на 35 мест. В то время санаторий принимал для оздоровления политработников и бывших политкаторжан. В числе отдыхающих здесь побывали полит­эмигранты, испанские дети, челюскинцы, а также рабочие других стран, которые направлялись Международным советом профсоюзов. В разное время в здравнице отдыхали Клара Цеткин, Долорес Ибаррури, Георгий Димитров, Гарри Поллит, Хо Ши Мин и другие деятели XX столетия.
В 1930-е гг. «Дюльбер» переименовывают в пансионат «Красное знамя».